“Интернет вещей” в России

Интернет вещей

Как выяснилось, “интернет вещей” все-таки начинает проникать в нашу жизнь, но происходит это не через “умные дома”, которые так и остались чем-то дорогим и экзотическим, а через так называемые “умные города” и “умные заводы”. Эти варианты использования технологии М2М для России скорее в диковину, но многие эксперты сходятся на том, что будущее именно за ними. Некоторые вместо термина “интернет вещей” начали даже в отношении умных городов и масштабных решений с применением IoT в промышленности использовать термин “интернет всего” (Internet of Everything, IoE).

На прошедшем недавно “Иннопроме” сразу несколько круглых столов было посвящено этой теме. Было много интересных мнений, прогнозов и примеров из реальной практики, которые собственно и послужили материалом для этой статьи.

“Интернет вещей” в промышленности

Существует уже целое устоявшееся выражение “промышленный интернет” (или “индустриальный интернет вещей”). Хотя, как отмечает Сергей Жданов (директор проектов департамента стратегии “Ростелекома“), выполняет этот промышленный интернет те же задачи, что и давно знакомые всем телеметрия и телематика. Разница заключается в бизнес-модели и, скажем так, в протяженности задействованных линий связи.

То, что мониторинг и автоматизация процессов в промышленном производстве позволяет сократить затраты и повысить качество, все давно поняли. Проблема может быть только в стоимости подобной модернизации для предприятия и уровне опасности, которая связана с подключением завода (или, скажем, АЭС) к всемирной сети.

Но “индустриальный интернет вещей” сегодня позволяет сделать нечто более интересное. К примеру, управление жизненным циклом изделия после его продажи. Подобный принцип работы с промышленной продукцией меняет саму модель бизнеса. Рассмотрим ситуацию на конкретном примере.

Компания General Electric напичкала свои реактивные двигатели огромным количеством датчиков, и сейчас способна следить за их работой, где бы они ни эксплуатировались (если, конечно, есть связь). И не просто отслеживать, но даже прогнозировать поломки двигателей в режиме реального времени. Таким образом, те, кто эксплуатирует их продукцию, могут не беспокоиться о ремонте и обслуживании, поскольку этим занимается производитель. Правда, при этом у производителя увеличиваются расходы. По этой причине General Electric объявила недавно, что намерена продавать не сами двигатели, а время работы этих двигателей.

Это не единичный пример. Возможности обслуживания и удаленного контроля за работой сложного оборудования настолько велики, что наиболее продвинутые производители теперь поставляют потребителю не продукцию, а услугу по ее эксплуатации.

А задача оператора связи в такой ситуации – обеспечить возможность быстрого обмена данными между предприятием и его изделием. Разумеется, в такой бизнес-модели помимо промышленников и связистов есть еще вендоры и разработчики ПО. Но их роль остается той же, что и прежде.

Надо отметить, что в России ничего подобного пока реализовано не было. И представители промышленности, за редким исключением (об этих исключениях еще пойдет речь), интереса к индустриальному интернету не проявляют.

Есть, конечно, и исключения. Например, ОАО “КАМАЗ”, который сейчас занят аж двумя проектами, связанными с интернетом вещей, а именно, разработкой беспилотного автомобиля и автомобиля с интегрированной технологией “connected car” (автомобиль, подключенный к интернету или “умный автомобиль“). Но исключения, как мы знаем, скорее, подтверждают правила.

Для оператора связи создание интернета вещей в промышленности, безусловно, станет новым этапом развития, на котором для него откроются как обширные перспективы развития его сетей связи, так и новые возможности извлечения прибыли. Ведь компания, которая станет провайдером “промышленного интернета вещей”, будет обрабатывать в своих дата-центрах огромные потоки информации.

Но это всё пока далекие перспективы, а пока поговорим о том, что планируют делать провайдеры в этой области в ближайшее время.

Борис Глазков, директор Центра стратегических инноваций ПАО “Ростелеком” говорит по этому поводу:

“Ростелеком” хотел бы на самом деле прийти к тому, чтобы у нас в каждой отрасли промышленности (как у телеком-оператора) был свой интеллектуальный продукт для конечного производства. Чтобы на каждом производстве было готовое решение, которое создано телеком-оператором и отраслевым игроком, хорошо понимающим специфику данного производства. Вот когда возникает этот альянс – объединение крупного телеком-оператора со своими возможностями и отраслевого игрока, который отлично понимает чего дает индустриальный интернет вещей на данном виде производства, возникает продукт.”

По словам Глазкова, первые подобные проекты в России при участии “Ростелекома” могут появиться в области энергетики (точнее, электрогенерации), авиакосмического машиностроения. Энергетика сейчас в России развивается достаточно активно, много интересных проектов реализуется, поэтому там существуют определенные предпосылки для внедрения интернета вещей. Авиакосмическое машиностроение – это одна из наших наиболее конкурентоспособных отраслей, поэтому там наибольший интерес вызовут передовые интернет-технологии, которые сейчас начинают внедряться по всему миру.

При этом специалисты отмечают, что важным элементом в реализации таких проектов являются иностранные компании с опытом внедрения подобных технологий. Или, как минимум, нужны иностранные экспертизы, которые на реальных примерах покажут отечественным промышленникам, как работает индустриальный интернет вещей и какие преимущества дает.

Сразу надо отметить на тот случай, если кто-то об этом не знал, что те, кто производит телеком-оборудование для промышленного интернета вещей, находятся за пределами РФ. Смотрят они на нашу промышленность в целом без особого энтузиазма, но определенный интерес все-таки существует. По крайней мере, на “Иннопроме” в этом году в Екатеринбурге старший бизнес-консультант Huawei Андрей Федоров прямо на круглом столе говорил с представителем “Ростелекома” (Борисом Глазковым) о возможности создания совместного инновационного центра, где китайская компания совместно с нашим телеком-гигантом будет заниматься разработкой решений в области промышленного интернета вещей.

Подобные инновационные центры несколько лет назад начала открывать в России компания Cisco, и надо сказать, что результаты не заставили себя ждать. Правда, это касается, в основном, умных городов, о которых речь пойдет потом. Но суть в том, что на базе инновационного центра “Ростелекома” и Huawei тоже могут появиться интересные и масштабные проекты. Тем более, Huawei сейчас активно занимается стандартом связи LTE-М, который позволит датчикам обмениваться данными с минимальными энергозатратами, продлив тем самым жизнь элементов питания в датчиках на годы, а может, и на десятилетия, поэтому Huawei вероятно обладает большим потенциалом в области IoT.

Что же до программного обеспечения, то здесь, как отмечают эксперты, для появления отечественного ПО в области индустриального интернета есть все условия. Было бы желание со стороны остальных участников рынка.

И кое-какие программные решения в нашей стране уже существуют. В частности, компания PTS разрабатывает ПО, позволяющее промышленным предприятиям удаленно следить за работой своей продукции. К примеру, корпорация “Иркут” заказала у них решение, дающее возможность после каждого полета МС 21 удаленно получать с него информацию обо всех системах, работавших во время полета не так, как надо. А это уже шаг к тому, что делает сейчас General Electric.

Отметим, правда, что PTS разрабатывает ПО на платформе ThingWorx американской компании PTC (заметили сходство названий?), но в любом случае начало уже положено.

“Интернет вещей” в городах

В отличие от “индустриального интернета вещей”, про так называемые “умные города” можно сказать, что в России они уже есть. Конечно, это еще не целиком города, а где-то они еще не вполне умные, но работа в этом направлении ведется достаточно активно.

Города у нас покрыты сетями связи в достаточной мере. Вендоры наподобие Cisco проявляют серьезную заинтересованность во внедрении интернета вещей в городскую среду (так называемый “интернет всего” – IoE) и даже некоторым образом стимулируют развитие этих технологий в России. Так что, стоит местным властям проявить инициативу и получить под это дело финансирование, “интернет вещей” почти сразу начинает проникать в жизнь горожан. Особенно, если учесть, что существует концепция “Безопасный город“, разработанная правительством РФ, внедрением которой рано или поздно придется заниматься всем муниципальным образованиям в стране.

Одним из ярких примеров реализации такой концепции – это проект “Умный и безопасный город Казань“, созданием которого заняты власти Татарстана. Начнется “умный город” с построения беспроводной сети, покрывающей всю Казань, а продолжится созданием обширной системы видеонаблюдения, “умной” парковки, “умного” автобуса, “умного” уличного освещения и “умного” ЖКХ.

Все, что касается работы оператора связи в этом проекте, берет на себя “Таттелеком”. Также немалую роль в описываемом процессе играет компания Cisco. Многое в “умном” городе строится на ее оборудовании, а разработкой многих решений для умного города занимается созданный Cisco Инновационный центр, специализирующийся на разработках в области “интернета вещей”.

В качестве примера приведем одно из решений, созданных там. Как сообщили недавно на “Иннопроме” представители Cisco, в открытом меньше года назад Казанском Инновационном центре разработали “умный” автобус. В следующем году его обещали показать публике.

Отметим, что для Cisco создание таких Инновационных центров при университетах – это стандартная практика, позволяющая, с одной стороны, внести свою лепту в развитие высоких технологий с пользой для имиджа, а с другой стороны – сделать так чтобы новые технологические и программные решения работали на оборудовании Cisco.

В этом году такой же инновационный центр открылся и в Екатеринбурге, так что у Cisco появился в России еще один форпост для постепенного захвата рынка IoT (или IoE, как они любят говорить) в России.

Конечно, не все, что касается “интернета вещей”, разрабатывается при поддержке Cisco. Существуют и отечественные разработчики. В качестве примера можно привести компанию НАГ и ее АПК НАГрузка. В данный момент в НАГе разрабатывают систему опроса датчиков с применением mesh-сетей. Это избавляет от необходимости дополнительной прокладки кабеля и дополнительных затрат на беспроводную связь, возникающих при использовании сетей GSM.

Кроме того, благодаря использованию стандарта IEEE 802.15.4, обеспечивающего передачу данных с низкими энергозатратами, передающие устройства не будут нуждаться в замене батареи в течение 5-6 лет.

Да и Казань – не единственный город, где начинают внедрять IoT. В качестве еще одного примера можно рассмотреть Нижний Тагил. Там тоже реализуется концепция “Безопасного города”, который, по сути, в итоговом виде можно будет назвать “умным” городом.

Вот, что говорит по этому поводу мэр Нижнего Тагила Сергей Носов:

“Создавая пилотный проект АПК “Безопасный город”, мы проводим модернизацию существующей в каждом муниципалитете службы ЕДДС. ЕДДС в итоге превращается в ситуационно-аналитический центр, к которому мы подключаем более 20 муниципальных и региональных систем мониторинга. Все сигналы с разнообразных датчиков и систем видеонаблюдения попадают в единую систему, позволяющую мгновенно сделать анализ и прогноз развития ситуации. Система отслеживает динамику показателей и в случае отклонения от утвержденных нормативов дает сигнал операторам ЕДДС. Эта же информация может быть доступна и на экране планшета или телефона. Кроме того, функционал системы, предоставляемый сегодня, дает возможность ответственным службам по запросу главы города формировать любые отчеты, анализировать статистические показатели, выявлять новые факторы риска и принимать меры по снижению рисков и предотвращению кризисных ситуаций”.

Когда АПК “Безопасный город” будет полностью построен, все экстренные службы города будут работать с одним и тем же набором данных, видеть одну и ту же карту. То есть “Безопасный город” оптимизирует работу муниципальных властей, ЖХК и МЧС и позволяет им удаленно следить за подведомственными территориями и объектами.

В реализации таких концепций существует масса трудностей. Придется ремонтировать и модернизировать всю городскую инфраструктуру, ЖКХ и общественный транспорт и переводить в электронный вид всю инфраструктуру, связанную с этими, мягко говоря, не самыми технологически продвинутыми у нас сферами жизнедеятельности. Затем чиновники должны выбрать, какие технологические решения им больше подходят, учитывая, что важным пунктом разработанной правительством концепции является “обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера”. То есть, все эти “Безопасные города” в итоге должны превратиться в “единое информационное пространство”, как если бы множество пауков разных видов и размеров должны сплести по паутине, а потом объединили их в единую сеть.

Что же будет дальше

Все сказанное выше касается и IoT в целом. Как было сказано в начале статьи, “интернет вещей” как технология существует уже довольно давно, но при этом эксперты отмечают, что единых стандартов в этой области пока просто нет. Их разработкой в настоящее время занимаются такие международные организации, как IEC и ITU. В них запущено большое количество рабочих групп и технических комитетов, так что фактически уже сейчас международные игроки пытаются добиться принятия наиболее удобных для них стандартов.

От России на все эти комитеты и рабочие группы имеется всего 3 представителя, что, по мнению руководителя направления корпоративного развития ОАО “РВК” Никиты Уткина, крайне мало. По всей видимости, стандарты будут разработаны и приняты (на что уйдет несколько лет) без учета интересов российских разработчиков и интеграторов, специализирующихся на IoT, и российским компаниям придется просто адаптироваться к этим стандартам, что, по мнению некоторых экспертов, вновь гарантирует отставание России от передовых стран на несколько лет, теперь уже в области IoT.

У наших специалистов в области IT и телекома сейчас есть два пути: или активно включаться в разработку стандартов в области “интернета вещей”, или ничего не делать, а потом с большим трудом догонять. И хотя первый путь рациональнее, выбор второго кажется более вероятным, поскольку он проверен веками и почти ни разу не подвел.

Как знать, может, потом еще догоним и перегоним.

Автор: Ярослав Ивлев
nag.ru

Опубликовано 20 августа 2015 в 20:08 в рубрике Аналитика и прогнозы.